0 Корзина пуста
Заказать звонок
Позвоните нам+38 067 532 53 53
Напишите намinfo@migis.org
Плутос-терапия. Деньги на границе контакта

Плутос-терапия. Деньги на границе контакта

Плутос-терапия – направление психотерапии, занимающееся проблемами отношений человека с деньгами на границе контакта, и исследующее влияние денежных факторов на механизмы человеческого поведения, принятие решений и взаимоотношения с другими. Название берет свои истоки в древнегреческой мифологии и происходит от имени Плутоса (с др.-греч. Πλοῦτος «богатство») – бога богатства и изобилия.

Плутос был сыном Деметры, богини плодородия, и согласно мифу, был зачат Деметрой и Иасионом на трижды вспаханном поле на Крите, как воплощение научения Деметрой людей земледелию. Т.е. богатство является результатом деятельности, приносящей максимальную пользу людям с возможностью получать плату за свои труды и свой продукт, другими словами – удовлетворять свои потребности одновременно с потребностями других людей, что как раз и происходит на границе контакта во взаимодействии человека с окружающей его средой. Поэтому деньги мы рассматриваем как метафору понятия границы-контакт, как кожа и речь, ведь с одной стороны, в условиях современной рыночной экономики, они делают нас отдельными, позволяя удовлетворять многие потребности (в пище, комфорте, самореализации, познании и многих других, даже в самовыражении), а с другой стороны - обеспечивают возможность взаимодействовать с окружающей средой.

Ссылаясь в очередной раз на слова Ф.Перлза о том, что все психологические явления происходят именно на границе-контакт, а "наши мысли, поступки, поведение, эмоции - это способ взаимодействия с этими пограничными событиями", поэтому работая с мыслями и поступками, рассматривая поведение и соприкасаясь с эмоциями по отношению к деньгам как метафоре границы контакта, можно определить, как мы взаимодействуем с окружающей средой, как ощущаем свои границы.

Согласно мифу, Плутос был ослеплен Зевсом для беспристрастного распределения богатств. Что это значит? Это означает, что никакие высшие силы не могут вмешиваться в отношения человека с богатством и бедностью, т.е. с деньгами, не могут отвечать на молитвы и прошения с этим связаны, также как и не могут вознаграждать богатством только за то, хороший человек или плохой, праведник или разбойник, и только человек может взять на себя ответственность и быть в ответе за свое материальное состояние. Главная мысль здесь – это то, что деньги лежат вне парадигмы суждений о добре и зле и вне  оценки человеческой добродетели, т.е. уже по своей природе они свободны от интроектов и от обесценивания.

Плутос-терапия уделяет внимание работе с механизмами прерывания контакта как возможности освободить энергию творческого приспособления для зарабатывания. Поэтому деньги, будучи способом удовлетворения потребностей, сами по себе, ценности не имеют, ценность имеет то, в чем есть потребность, следовательно, потребности в деньгах тоже нет, а фигура смещается с необходимости иметь деньги на те возможности, которые они открывают для роста и становления личности в процессе деятельности. Отсюда делаем вывод, что природа денег – это бесконечность, а поскольку человеческая природа тоже стремится к бесконечности, то деньги не являются статичными и не могут быть только результатом, в отличие от того, что говорят тренера по успеху. Это значит, что имея деньги, человек должен постоянно развиваться (свойство капитала иногда сравнивают с ездой на велосипеде в гору: если остановился, то покатился вниз), что доказывает важность не только результата, но и процесса. Человеческая природа заключается в постоянном росте и развитии посредством бесконечного образования гештальтов и циклов контакта, с помощью которых растут и потребности.

Другими словами, условия среды постоянно меняются, и чтобы вырасти и достичь равновесия, нужно самосохраниться (достичь результата), а чтобы самосохраниться и достичь результата, нужно постоянно расти.

Поскольку рост организма – это контактирование – соприкосновение на границе взаимодействия организм-окружающая среда, то здесь уместно сказать о теории самости (Селф) как об агенте роста и системе контактов. Отношения с деньгами, как ресурсом, находящимся на границе контакта, сопровождаются множественными конфликтами, волнением и возбуждением, но не потому, что они сами по себе заряжены эмоциями (помним о том, что деньги беспристрастны), а потому что на границе контакта, в соприкосновении человека со средой, с миром, социумом, другими людьми, проявляется наша самость (Селф), как система контактов, образующая гештальты и процесс формирования фигуры-фон. Поэтому отношения человека с деньгами напрямую зависят от работы функций Селф: ид, эго и персонелити, т.е. функций, отвечающих за то, что человек ощущает, что он делает и кто он, что о себе знает.

Любопытно, что Платон, описывая свое идеальное государство, говорит о том, что человеческая душа состоит из трех частей: аффективной (эмоциональной), вожделеющей и разумной. Эти части неравномерно распределены в человеке: если преобладает аффективная, то человек склонен быть воином, вожделеющая – ремесленником или земледельцем, а разумная – философом. А поскольку он опирался на древнегреческое видение мира, которому, во многом, еще не был присущ индивидуалистический подход, а существовало единое поле, не разделенное на организм-окружающая среда, то Платон предлагал создать государство, в котором люди с преобладанием определенной части, будут заниматься своим делом: философы – управлять, воины – защищать, а ремесленники и земледельцы – трудиться и кормить государство. Еще в 5 веке до нашей эры мы видим описание Селф под видом ид (аффективной эмоциональной части), эго (вожделеющей) и персонелити (разумной). Но с тех пор человечество изменилось и вместо единого поля в современном мире преобладает индивидуалистическое сознание. С учетом этого мы и говорим о границе контакт, о разделении на организм-окружающая среда, а значит – вводим понятие функций Селф и присваиваем его не обществу в целом, а человеку, личности, но говорим о том, что работают они только в соприкосновении с миром. В этом смысле отношения человека с деньгами определяются не просто индивидуальными потребностями и их удовлетворением, но и учетом всеобщих потребностей.

Итак, согласно этой теории, человек, в процессе зарабатывания денег посредством своей деятельности, должен поставить перед собой следующие вопросы, которые соотносятся с функциями Селф:

  • Что я ощущаю по отношению к деньгам в своей деятельности?
  • Что я с ними делаю или не делаю в своей деятельности, благодаря их присутствию или отсутствию?
  • Кто я? Какой я в этой деятельности? Какой я по отношению к деятельности и деньгам? Какие мои качества определяют эти отношения? Какой опыт делает меня таким?

Для того, чтобы ответы были полноценными, необходимо осознать потребности, как свои личные, так и потребности своих клиентов. Между этими потребностями существует пространство – граница контакта, именно в нем и проявляет себя Селф как эмоциональный энергетический ресурс, способный превратить деятельность в увлекательный и интересный процесс. Граница контакта рассматривается как пространство, в котором взаимодействие человека с окружающей его средой подразумевает дифференцирование на «я» и «ты», на все, что разъединяет и различает, с одной стороны, и позволяет встретиться и взаимодействовать – с другой. Деньги как раз являются тем способом, с помощью которого современный мир в огромной степени располагает людей к взаимодействию между собой не только для того, чтобы выживать, удовлетворяя базовые потребности, но и самореализовываться и самоактуализироваться как духовная личность через определенную деятельность. Деньги всегда располагаются между процессом и результатом, между радостью и удовольствием, между быть и иметь, между давать и брать, между клиентами, например, и профессионалами.

Очень важным условием успешной деятельности является осознание потребности в самореализации и проецирования своих талантов и способностей в эту деятельность (кто я, какой я, что я могу – функция персонелити), ведь когда деятельность строится только на индивидуальной потребности в ее конечном продукте (профлексия – механизм прерывания контакта, когда мы для других делаем то, что хотим себе), то существует огромная вероятность «выгореть».

Это опасность индивидуалистического подхода, с развитием которого исчезает единая система ценностей, появляется дуальность добра и зла, черного и белого, человек начинает драматизировать, испытывая страдания из-за разделения и отделения,  концентрируясь на индивидуальных потребностях без учета потребностей всеобщих, и игнорируя данность окружающей среды. Самость (селф), будучи операционной системой на границе контакта человека с окружающим миром, способна восстанавливать восприятие единого поля.

Люди, чувствительны в своей деятельности к этому полю, обычно очень хорошо зарабатывают (взять, к примеру, Марка Цукерберга). Интересно, что именно на такой модели и построен был мир потребительства, на разработках Фрейда, которые внедрил в большой бизнес его племянник Эдвард Бернейс в США (рекомендую к просмотру документальный фильм «Век эгоизма»).

Отец комедии Аристофан, древнегреческий комедиограф, еще в 4 веке до нашей эры написал комедию под названием «Плутос», в которой рассказывает о слепом боге богатства, которого встретил мелкий земледелец Хремил, и чтобы разбогатеть самому и помочь честным добрым людям стать богатыми, он решил отвести Плутоса в храм Асклепия для исцеления от слепоты, дабы бог отныне мог распределять богатства не беспристрастно, как того пожелал Зевс, а справедливо одарять только хороших людей за их добродетель.

Закончилось все тем, что прозрев, Плутос сделал богатыми бедных хороших людей, но это повлекло за собой хаос, так как люди перестали чествовать богов, приносить им жертвы и подаяния, и боги, в свою очередь пришли к этим людям наниматься на работы, дабы прокормить себя. Произошло то, что должно было произойти в этом случае, так как люди перестали уважать другие блага, перестали работать и заниматься деятельностью, в чем больше не было нужды и необходимости, а вся власть перешла к богу богатства Плутосу. И вот любопытным в этой комедии персонажем перед нами предстает Старуха в лохмотьях – Бедность. Она предупреждает людей об опасности ее изгнания такими словами:

Да ведь если бы Плутос стал зрячим опять и раздал себя поровну людям,
То на свете никто ни за что бы не стал ремесло изучать иль науку.
А коль скоро исчезнет у нас ремесло и наука, то кто же захочет
Иль железо ковать, или строить суда, или шить, или делать колеса,
Иль тачать сапоги, иль лепить кирпичи, или мыть, иль выделывать кожу,
Или, «плугом разрезавши лоно земли, собирать урожаи Деметры»,
Разве сможете праздными жить вы тогда, ни о чем о таком не заботясь?

И правда ведь, если в мире было одно изобилие, люди перестали бы расти и развиваться, перестали бы бояться и ценить многие другие состояния именно по причине излишеств, исчезла бы необходимость, а как справедливо заметил Платон в диалогах, мир природы человека – это совмещение сочетания ума и  необходимости.

Я часто задаю своим клиентам вопрос, если бы у них было много денег, какой образ жизни они вели бы, чем бы занимались, как бы проходил их день. И знаете что? Чаще всего люди хотят денег, чтобы ничего не делать, они не видят себя в деятельности, только в праздности, а в праздности личность гибнет, потому что она не может ощущать радость роста и преодоления. Когда мы извлекаем что-то из себя в мир, мы его удовлетворяем, он будто оживает под нашим прицелом, становясь видимым благодаря нашим усилиям, а когда берем его блага, удовлетворяем себя, заботясь о необходимости.

Деньги – это средство обмена радости на удовольствие. Выход из индивидуальной парадигмы восприятия мира, наделяет нас чувствованием поля на границе контакта, где наши потребности синхронизируются с потребностями окружающей среды и людей, которые в ней находятся. Именно таким образом мы сами становимся источником богатства для других, а граница контакта превращает страдания в ресурсы.

Комментарии
Вконтакте
Facebook
Оставить отзыв
Ваш отзыв будет первым
d31j93rd8oukbv.cloudfront.net